Публикации

2002
Леонид Талочкин - жизнь при искусстве, Artline, 06.05.2002, Москва

Имя этого человека знает в России, да и не только у нас каждый, кто серьезно интересуется отечественным авангардом шестидесятых годов...

...Мы беседуем с Леонидом Прохоровичем Талочкиным в его квартире, откуда только полтора года назад переехала в РГГУ, в музей, его коллекция, лучшее в стране собрание живописи художников русского авангарда 60-х годов.

- Как вы решились собирать картины? Вы ведь никогда не были богатым человеком.

- А я картины никогда и не покупал. Мне их дарили. Первую работу подарил, по-моему, Боря Козлов на мой день рождения в 62-м году. Маленький рисуночек. Купленные картины в моей коллекции можно пересчитать по пальцам двух рук. Были две демпинговые закупки при отъезде Миши Чернышева и Миши Рогинского.

Когда Рогинский выезжал, нужно было заплатить за диплом, за отказ от подданства, за заграничный паспорт, а денег у него не было никогда.

Жил он обычно в мастерской, в подвале, где в одной комнате постоянно стояло по колено вода. И когда нужно было уезжать, он просто собрал друзей и сказал: "Ребята! 25 рублей за любую картину. Вывезти я хочу совсем немного, остальное - ради бога". Я купил тогда у Рогинского шесть картин.

У Чернышева это было даже подороже. Но я купил перед самым его отъездом по сто или по сто пятьдесят рублей две его лучшие картины. Смехотворная цена: двухметровые холсты, и сам он прекрасно понимал, что это - лучшее из написанного им.

И еще один раз помню: у старьевщика за рубль пятьдесят купил бронзовую скульптурку Эрнста Неизвестного.

Было время, когда картины ничего не стоили: на бутылку можно было поменять, и то не всегда. Тогда дарили их охотно, особенно, если были уверены, что ты повесишь их на стенку. Потом, когда картины стали стоить каких-то денег, их дарили, но уже с меньшей охотой. В тот момент появился какой-то дипломатический рынок, картины продавались. И хотя цены были смешные, люди могли с большим напряжением собрать денег, чтобы купить себе кооперативную квартиру (в основном ведь стояла жилищная проблема). В этот момент картины практически не дарили. А когда художники приобрели себе квартиры, машины - опять стали охотно дарить.

К этому времени, правда, уже собралась коллекция, хотя о коллекционировании я никогда особенно не думал: так, подарки друзей в основном...

Источник: archive.diary.ru

   0 / 0