Публикации

2002
Михаил Рогинский "О времени и о себе", РИА, 12.12.2002, Москва

"О времени и о себе" - так можно обозначить тему мастер-класса, который во вторник дает Михаил Рогинский - один из радикальных художников-шестидесятников, яркий представитель легендарного московского андеграунда, ныне признанный классиком. Встреча живописца, ныне живущего в Париже, с московскими студентами пройдет на фоне его ранних работ из собрания музея "Другое искусство".

МОСКВА, 12 ноября. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. "О времени и о себе" - так можно обозначить тему мастер-класса, который во вторник дает Михаил Рогинский - один из радикальных художников-шестидесятников, яркий представитель легендарного московского андеграунда, ныне признанный классиком. Встреча живописца, ныне живущего в Париже, с московскими студентами пройдет на фоне его ранних работ из собрания музея "Другое искусство".

> В стенах музея, возникшего на основе знаменитой коллекции Леонида Талочкина, и прозвучит рассказ об истории создания этих картин, о формировании творческой системы Рогинского, а также о том, куда привели его творческие поиски. Об этом РИА "Новости" сообщила хранитель музея "Другое искусство" Юлия Лебедева.

Мастер-класс завершит эстафету выставок Рогинского, состоявшихся в столице России. Первой стала "Пешеходная зона" в Третьяковской галерее, вписанная в программу "Классики неофициального русского искусства". В последнее десятилетие Третьяковка приобщает своего зрителя к самым острым явлениям и ярким именам "неформального" искусства России ХХ века, в советские годы находившегося под запретом. "Запрещенным" был и Рогинский, в 1978 году уехавший в эмиграцию. Выставка в Третьяковке сочетала фрагменты ретроспективы с показом недавних произведений, созданных в Париже и прежде не демонстрировавшихся в России. Многие критики расценили "Пешеходную зону", пронзительную по настроению и мощную по живописному исполнению, как одно из наиболее значимых арт-событий уходящего года.

Выставка в Третьяковке стала своеобразным рассказом о том, как Рогинский пробивался к "правде жизни". Одним из первых в СССР он стал работать с эстетикой повседневной вещи, переосмысливая советскую идеологию иронически: к примеру, создавал "монументальные портреты" коробка спичек, утюга или газовой плиты. В начале 60-х художник перешел к новому для страны жанру - объектам-панно, где зачастую использовал готовые предметы (на Западе этот метод назвали "реди-мейд"). Таковы хрестоматийная "Красная дверь", ныне хранящаяся в музее штата Нью-Джерси (США), или картины, имитирующие узор кафельных плиток. В Третьяковке были собраны легендарные холсты - "Мосгаз", "Дверь", "Метлахская плитка" и др.

Большое внимание привлекла и обширная серия полотен, написанных Рогинским в 1995-2001 годах по мотивам "советской реальности". Будто выплывающие из тумана воспоминаний, подернутые голубовато-серой дымкой жанровые сцены, персонажи которых стоят в очередях, ждут трамвая или разговаривают "за жизнь" в пивной, выглядят не просто ностальгическими. Напротив, характер этих работ позволяет думать об изживании комплексов "хомо советикус" в той же мере, как о создании реквиема целой эпохе. Живописец в полной мере реализовал и свой дар монументалиста, и задатки философа. Ему удалось совершить концептуально важный и чрезвычайно трудный поступок - "связать школу русской и советской живописи с наследием авангарда", считают сотрудники Третьяковки.

Менее академичным, но чрезвычайно щемящим стал проект галереи "Сэм Брук" - музейной структуры при Государственном культурном центре-музее Владимира Высоцкого. В обстановке, воссоздающей атмосферу парижской мастерской, экспонировались работы Рогинского последних лет - лаконичные, спокойные по колориту пейзажи Москвы, написанные по памяти, и серия экспериментальных натюрмортов, далеких от стилистики 1960-х. Любопытно, что тогда Рогинский отвергал соцреализм не как явление "недостаточно эстетичное", а именно из-за его "чрезмерной художественности", т.е. отсутствия подлинности.

На фоне тотального отказа "актуальных" художников от традиционной живописи, постоянного изобретения новых технологий в изобразительном искусстве, характерного для наших дней, Рогинский по-прежнему противостоит моде и "мейнстриму". Оставаясь радикалом по сути, но не желая следовать общим тенденциям, маэстро стал защитником и хранителем живописи как таковой - ее, в традиционном понимании, он считает последним оплотом "настоящего" искусства.

Михаил Александрович Рогинский родился в Москве в 1931 году. Окончил отделение сценографии Московского художественного училища Памяти 1905 года, во второй половине 1950-х работал в провинциальных театрах. Позже преподавал в Городской художественной школе Москвы и в заочном Народном университете искусств им.Н.К.Крупской. Параллельно занимался живописью "для себя", не принимая доктрины социалистического реализма. С середины 1960-х участвовал в выставках неофициальных художников. В наши дни творчество мастера представлено в крупнейших музеях и частных коллекциях России и зарубежья, связанных с искусством андеграунда.

Источник: ria.ru

   0 / 0