Публикации
Названы первые лауреаты негосударственной художественной премии
Первая итоговая выставка лауреатов премии "Мастер" проходит в культурно-развлекательном центре "Арбат". Лауреатами 2003 года названы Михаил Рогинский (живопись), Нина Котел (графика), Константин Батынков (графика). О премии и ее лауреатах корреспонденту ГАЗЕТЫ Татьяне Невской рассказал член оргкомитета премии, галерист и арт-критик Дмитрий Смолев.
- Премия "Мастер" – практически единственная награда в области российского изобразительного искусства, если не считать Госпремии и "Триумфа"...
- Бытование российского изобразительного искусства сегодня трудно сопоставить с ситуацией в иных областях творческого труда: кинематографе, театре, литературе или музыке, где проводятся ежегодные фестивали, полноценные конкурсы, издательские программы и куда вкладываются несоизмеримо большие деньги. Поэтому задачу возвращения изобразительного искусства в 'положение на равных' должна решать ежегодная профессиональная премия.
- Кто вошел в жюри премии 'Мастер'?
- Экспертный совет был создан из музейщиков, галеристов, искусствоведов и художников. В определении первых лауреатов премии 'Мастер' принимали участие Ксения Богемская, Илларион Голицын, Ирина Затуловская, Георгий Никич, Андрей Сарабьянов, Андрей Толстой, Анна Чудецкая и другие не менее авторитетные специалисты – всего 18 человек. Было создано также жюри прессы. Это журналисты и критики из двадцати пяти изданий, пишущие об изобразительном искусстве.
Лауреатов – трое, хотя должно было быть четверо, потому что в номинациях "живопись" и "графика" выбирали отдельно члены жюри и пресса. Но так получилось, что лучшим живописцем прошлого года выбрали Михаила Рогинского – и пресса, и жюри.
По графике предпочтения несколько разошлись. Жюри выбрало Нину Котел, которая соединяет традиции станкового рисования с актуальными практиками, а журналисты посчитали интересным, заметным графиком Константина Батынкова. Он еще в 1983 году примкнул к движению 'Митьков' и числится в нем поныне.
- Список номинантов был весьма внушителен. Почему и жюри, и пресса выбрали Рогинского?
- Я думаю, это произошло из-за уникальности, масштаба и универсальности личности этого художника. Это фигура, которая нивелирует различия между многими группировками арт-процесса внутри страны, при том что он сейчас живет в Париже. Уже более двадцати лет он в эмиграции и только в последнее время лично и своими работами появляется в Москве. Это человек и художник универсальный и масштабный. В его творчестве соединяются вещи, которые для других являются камнем преткновения. Мудрость, интеллект и универсальность творчества Рогинского позволяют ему быть поверх барьеров.
В принципе премия "Мастер" не ставит своей целью поддержать ветеранов или начинающих. В основу выбора лауреатов ставилось прежде всего качество их творчества. Еще хочу добавить, что последние 15 лет – это взлет живописца Рогинского, о чем свидетельствует выставка, которая прошла недавно в Третьяковской галерее и заканчивается сейчас в Русском музее.
30.05.2004