Публикации

2006
Никита Алексеев, Планктон и зеркала. Открылась выставка новых поступлений в Государственный центр современного искусства , Газета.ru, 12.08.2006, Москва

Планктон и зеркала

Открылась выставка новых поступлений в Государственный центр современного искусства

В выставочном зале Государственного центра современного искусства — выставка новых поступлений в его коллекцию, приуроченная к четырнадцатой годовщине основания ГЦСИ.

В стране-государстве, где усилия жителей традиционно поглощаются и отфильтровываются, как Левиафаном, властью, существование государственных организаций, поддерживающих любителей макраме, кактусов и астрологии не только неизбежно, но пока необходимо. А люди, занимающиеся современным искусством, согласимся, ничуть не хуже тех, кто плетет из ниток гнезда для кактусов, а затем размышляет о своей судьбе.

ГЦСИ был создан в 1992 году, в уже малопонятные времена, и сперва располагался в полуразрушенном домике в Замоскворечье. Когда девелоперы этим участком заинтересовались, он перебрался в несколько комнат в особнячке возле Маяковки. И, надо отдать должное, работал всерьез. Через пару лет ГЦСИ отдали участок с живописно руинированными домами на Зоологической улице, на задворках Зоопарка. Там перед Первой мировой художник Поленов построил затейливый домик, похожий на сказочный замок, и подарил его городу — чтобы был театр и что-то вроде того, что ныне называется культурным центром.

После революции в этих зданиях, потерявших башенки и псевдоготические эркеры, устроили кабинеты для чиновников Наркомпроса, а затем угнездился заводик, подчиненный минкульту, до конца 80-х паявший жестяные осветительные приборы для театров.

Когда процесс прогресса дошел до того, что фонари оказались ненужными, в разруху вселили ГЦСИ.

Пару лет назад по проекту одного из лучших московских архитекторов Михаила Хазанова кирпичная руина фонарного цеха была реконструирована в единственное до сих пор в Москве сооружение, адекватно предназначенное для работы с современным искусством — там правильный выставочный зал, правильные запасники и офисы, а главное — в ГЦСИ пошла более или менее правильная работа, которой и занимаются подобные институции во многих странах. То есть всячески поддерживают современную культуру в ее многообразии.

Одной из граней этой работы является формирование собственной коллекции. В коллекции ГЦСИ сейчас около 1.000 единиц хранения. В основном — вещи художников среднего и младшего поколения, но есть и работы Франциско Инфанте, есть Михаил Рогинский, имеется произведение классика американского концептуализма Джозефа Кошута, а также фотографии Родченко и Степановой. Около половины закуплены на средства, отпущенные ФАКК, под эгидой которого находится ГЦСИ, другие подарены художниками, галереями и коллекционерами.

Это опасная диспропорция. Вряд ли можно осуждать художников, дилеров и коллекционеров за то, что они скаредны и не всегда отдают даром самые ценные произведения.

Рассуждать о том, что правительство должно бы выделить больше денег на закупку современного искусства, совсем абсурдно: вопреки распространенному заблуждению, денег нет, и те, что находятся, надо давать не на нужды contemporary art, а в детдома.

Но результат такого метода создания коллекции оказывается очень интересным. Перед нашими глазами — жом, то, из чего вино не сделаешь, а чача как раз получится.

Это особенно очевидно на выставке новых поступлений. Там есть первостатейные вещи: например, «Я что-то забыл» Рогинского, подаренная его вдовой, или вполне историческая картина Сергея Шутова «АССА, племяшки!» перестроечных времен, купленная государством. Висят чудесные фото Слюсарева из серии «Стекло» (1976—81) и смотрящиеся уже просто антикварными графические листы Сергея Бордачева середины 70-х. Остальное — в основном, отходы художественного производства, благожелательные подарки, и на сегодняшний день неясные заявки на будущее. Это — необязательные фотографии, ювенильно-сенильные инсталляции и видео, а также то, без чего — никак. Например — «Гений дзюдо» Врубеля и Тимофеевой. Это почти каноническое изображение В.В. Путина ФАКК был обязан купить и купил, и правильно сделал: без этого изделия смысл современного отечественного искусства не высветился бы.

Самая же разумная и сияющая работа на этой случайно дистиллированной выставке — это «Рефлектор» Юрия Авакумова.

В центре зала цилиндр высотой три метра, диаметром два, в него можно войти, он сделан из подвешенных на шарнирах зеркальных металлических пластин. Входишь — кому восторг, кому тошнота: трудно видеть себя вокруг. Ткнешь пальцем в пустую зеркальную чешую, она распахивается. В амбразуру зеркального дзота можно поглядеть на искусство вокруг. А можно посмотреть глубже, дальше и выше.